Метод портфолио на уроках технологии: как применять, какие преимущества дает


Узнайте, как применять портфолио в преподавании технологии, какие плюсы у этого метода, как правильно работать с портфолио, как оценивать результаты учащихся.

Метод портфолио – прием, обеспечивающий активное обучение. Он эффективен при изучении различных дисциплин, включая технологию, поскольку личностно ориентирован и создает ситуацию успеха. В широком понимании портфолио – это накопление достижений обучаемых, способ фиксирования, который помогает им оценивать самих себя, стимулирует к еще большим успехам.

Виды портфолио
Портфолио ученика можно составлять в разных видах:
  1. В виде документов. В простом варианте портфолио – это папка, в которую собирается информация. Она показывает полученный опыт и навыки, достижения ученика.
  2. В виде работ. В этом случае папка представляет коллекцию работ, которая демонстрирует прогресс ученика за определенный период времени.
  3. В виде отзывов, рефлексии. Портфолио этого типа ориентировано на изучение склонностей, увлечений учащегося, чтобы помочь ему определиться с профессией, отстаивать свои интересы. Профессиональное и социальное самоопределение ученика – важное направление предмета технологии.
Чаще портфолио создается как индивидуальная папка, но вполне может быть реализовано как групповой проект. Его допустимо формировать в бумажном и электронном виде, создавать накопление за год, весь период обучения.

В чем польза метода портфолио
Применение метода портфолио на уроках технологии:
  • поддерживает мотивацию учащихся на высоком уровне;
  • формирует умение ставить перед собой цели и достигать их, планировать и организовывать свою деятельность;
  • упрощает отслеживание личного прогресса ученика;
  • демонстрирует, как на практике можно применять полученные знания, умения;
  • создает целостную картину образовательного процесса и полученных результатов;
  • поощряет активность, инициативу, самостоятельность;
  • развивает навыки рефлексии, самооценки учащихся;
  • делает образовательный процесс более индивидуальным.
Все вместе это обеспечивает успешную социализацию и профессиональную реализацию учащихся.

Алгоритм использования портфолио
Работа над портфолио начинается с мотивации. Учащимся необходимо объяснить, в чем смысл «папки», зачем ее необходимо создавать и наполнять, будет ли за это поставлена оценка, зачет и т.д. После этого совместно с учениками можно выбрать вид портфолио.
Важно определить сроки сдачи работы, обязательные разделы, которые необходимо наполнить, часть пунктов можно оставить на выбор ученикам. Портфолио по технологии может включать теоретический раздел (алгоритмы, схемы, инструкции), рабочие материалы и достижения. Это личные работы, демонстрирующие прогресс, включая отзывы, сертификаты, грамоты.

Оценивание работ
Параметры оценивания стоит обговаривать с учащимися. Оно может происходить в виде оценки характера работы над заданием, презентации и защиты портфолио, разделов с дальнейшим суммированием баллов.

Хотите узнать больше о методе портфолио, освоить другие инновационные методики преподавания технологии? Учитесь по программе АНО ДПО «Инсайт», осваивайте модульное и проблемно-поисковое обучение; методы кейсов, мастер-классов и другие. Ваши уроки будут интересными, а результаты учеников – впечатляющими.