Методики раннего развития детей


Пять преимуществ раннего развития детей плюс обзор нескольких эффективных методик.

Наука доказывает, что успех всей жизни человека задают годы раннего детства. Период от рождения до 5 лет — это время наибольших возможностей и наивысшего риска. Каждый опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром закрепляется в памяти, на всю жизнь создавая основу для дальнейшего обучения и поведения. Педагогами разработано множество методик раннего развития, с помощью которых можно задать ребёнку старт для хорошей учёбы в школе, успешной карьеры, физического и психологического здоровья.

Значение раннего развития детей
Ребёнок смотрит в окно, трясёт погремушкой, трогает мамин пушистый шарф — все эти незначительные дела ускоряют мыслительные процессы. В мозгу малыша в возрасте от 0 до 5 лет каждую секунду образуется более миллиона нейронных связей. К пяти годам этот процесс замедляется.
Именно поэтому педагоги и нейробиологи настаивают на раннем развитии, видя в нём сразу 5 преимуществ:
  1. Быстрая обучаемость. Научно доказано, что успеваемость в начальной школе в 6–8 раз выше нормы у детей, с которыми занимались по методикам раннего развития. И наоборот, малыши, воспитанием которых пренебрегали в первые годы жизни, с трудом осваивают даже родной язык, испытывают трудности с обучением в школе.
  2. Благополучное поведение. По статистике, дети, которых активно развивали до 5 лет, в будущем на 75% реже совершают преступления и становятся наркоманами.
  3. Лёгкость социализации. Общение со сверстниками и взрослыми с раннего возраста учит ребёнка распознавать правильное поведение, расширяет словарный запас, помогает формировать уверенность в себе.
  4. Успех в образовании и карьере. Учёные из Чикаго провели длительное наблюдение за 1539 детьми из бедных семей. Только 989 ребятишек из этой группы посещали дошкольные учреждения в возрасте 3-5 лет. Они опередили своих сверстников в образовании и карьере — на 7% чаще оканчивали среднюю школу, на 8% чаще поступали в колледж. К 35 годам люди из группы раннего развития на 6% чаще получали должность выше младшего специалиста.
  5. Раннее развитие помогает детям быстрее овладеть навыками чтения, устной речи, письма, изучить основы математики, освоить навыки правильного общения.

Раннее развитие на практике: 3 проверенные методики
Начиная с середины XVI века, философы педагоги разных стран разрабатывали программы развития для малышей от 0 до 5 лет. Опишем наиболее интересные современные подходы.

  • Методика Эми Пиклер
Главный принцип воспитания — уделять ребёнку максимум внимания. Из этого вытекают ещё 6 принципов:
  1. Замедлиться. Дать малышу время для постижения новых знаний в процессе повседневной деятельности.
  2. Доверять. Родители должны развивать доверительные отношения с детьми, без диктата и принуждения.
  3. С ребёнком, а не вместо ребёнка. Все процедуры ухода (кормление, купание, одевание) должны проводиться с активным участием малыша. Говорите с ним, вместе выполняйте несложные операции, Каждый шаг должен иметь значение для ребёнка.
  4. Не ставить малыша в положение, в которое он не может попасть сам. Эми Пиклер подразумевает под этим полную свободу передвижения. Детские кресла, коляски и переноски следует использовать по минимуму.
  5. Непрерывная играть. Ребёнку нужно предоставить пространство, которое он может изучать самостоятельно.
  6. Уважение к реакциям детей. Младенцы ещё не пользуются разговорным языком, но они общаются с взрослыми посредством сигналов. Важно понимать эти сигналы и уважать их. Например, если ребёнок отворачивается от тарелки, не желая больше есть, не стоит кормить его насильно.

  • Символическая методика Макатона
Она рассчитана младенцев, ещё не умеющих разговаривать. Языковая программа Макатона применяет символы и жесты, развивающие устную речь. Первые сигналы, которые вводятся в лексикон малыша — «есть», «пить», «спасибо». Делая определённый жест, взрослый подкрепляет его словом. Одновременно можно показывать карточку с символом.
Благодаря методике Макатона, дети учатся сообщать о своих желаниях, когда ещё не умеют говорить. Таким образом, ребёнок быстрее начинает говорить, постепенно заменяя сигналы словами.

  • HighScope, или Высокий Охват
Этот метод ориентирован на малышей 3–4 лет. Он складывается из 3 элементов — плана, выполнения и обзора. Дети сами планируют, что они будут делать, подбирают необходимые материалы, а также партнеров, с которыми хотят работать в команде. В конце занятия дети обсуждают с педагогов и другими учениками, что они сделали и чему научились.
HighScope оценивает развитие ребёнка по 5 критериям:
  • подход к обучению;
  • социальное и эмоциональное развитие;
  • физическое здоровье;
  • речь и общение;
  • наука и творчество.
Главное в методике HighScope — не выдавать детям готовую информацию, а делать их активными участниками обучения.

Раннее развитие — не до конца изученная область педагогики и психологии. Каждый день возникают новые интересные идеи, и только глубокое изучение помогает выбрать самые перспективные методы.

Узнать больше о современных методиках и получить диплом с присвоением квалификации педагога раннего развития вы можете на курсе АНО ДПО «Инсайт» «Педагогика раннего развития. Современные методики развития детей раннего возраста с присвоением квалификации «Педагог раннего развития»