Проявления дизорфографии
Дизорфография — расстройство, связанное с нарушениями мозговых и психических функций, отвечающих за речь, внимание, память.
Умение писать грамотно основано на понимании трёх разделов языка — фонетики, лексики и грамматики. Для освоения навыка письма необходима сформированная речь. Поражения центральной нервной системы, родовые травмы, педагогическая запущенность нередко приводят к задержке речевого развития. Как следствие, возникает дизорфография.
Первый признак расстройства — повторяющиеся грубые ошибки на письме. Специалисты выделяют проявления, характерные только для дизорфографии:
- непонимание терминов языка (звук, слог, слово);
- пропуски и перестановка букв;
- неумение подбирать проверочные слова;
- письмо по принципу « как слышит, так и пишет»;
- неспособность применять на практике выученные правила;
- скудный словарный запас;
- трудности с пересказом текстов.
Дети, страдающие дизорфографией, сталкиваются с проблемами обучения по всем школьным предметам. Это негативно отражается на эмоциональной и поведенческой сфере, осложняет социализацию ребёнка.
Диагностика дизорфографии
Исследования российских учёных показывают, что 15% современных младших школьников страдают тяжёлой степенью дизорфографии. Ещё 10% детей имеют признаки слабой степени расстройства.
Чтобы выявить наличие патологии, недостаточно просмотреть тетради ученика. Необходимо обследование логопеда, включающее в себя:
- Предварительный этап. Он предполагает изучение письменных работ разного рода — списывания, диктанта, сочинения, изложения. Высчитывается среднее количество ошибок, анализируется их характер. Исследуется уровень устной речи. Изучаются медико-психологические документы учащегося.
- Основной этап. Определяется актуальный уровень орфографических навыков. Подбираются соответствующие методы коррекции.
Коррекция
Избавиться от патологической безграмотности помогают занятия с логопедом. Сначала отрабатывается правильное произношение звуков и расширяется словарный запас ребёнка. Логопеды используют материалы, активизирующие детское мышление — картинки, игрушки, развивающие мультфильмы.
Затем с помощью специальных упражнений формируются знания о словах, частях речи, их согласовании с помощью падежей и спряжений. Одновременно тренируются зрительная и слуховая память, развиваются навыки применения орфографических правил.
Самый длительный этап — отработка навыков правильного письма. Она может потребовать несколько лет, и проводится не только с логопедом, но и дома. Особенно важно много читать, так как чтение помогает запоминать зрительный образ слов, пополнять лексический запас.
Прогноз при дизорфографии благоприятный. Регулярные тренировки устной и письменной речи возвращают навыки письма в норму за несколько лет. Тяжёлые формы расстройства, связанные с нарушениями функций мозга, требуют лечения препаратами по назначению невролога.