Не просто ошибки: дизорфография

 Овладение письменными навыками — непростая задача для детей младшего школьного возраста. Процесс обучения не обходится без ошибок. Но если ребёнок не усваивает даже элементарное правописание, возникает вопрос — не страдает ли он дизорфографией? Рассмотрим это нарушение подробнее.

Проявления дизорфографии
Дизорфография — расстройство, связанное с нарушениями мозговых и психических функций, отвечающих за речь, внимание, память.
Умение писать грамотно основано на понимании трёх разделов языка — фонетики, лексики и грамматики. Для освоения навыка письма необходима сформированная речь. Поражения центральной нервной системы, родовые травмы, педагогическая запущенность нередко приводят к задержке речевого развития. Как следствие, возникает дизорфография.
Первый признак расстройства — повторяющиеся грубые ошибки на письме. Специалисты выделяют проявления, характерные только для дизорфографии:
  • непонимание терминов языка (звук, слог, слово);
  • пропуски и перестановка букв;
  • неумение подбирать проверочные слова;
  • письмо по принципу « как слышит, так и пишет»;
  • неспособность применять на практике выученные правила;
  • скудный словарный запас;
  • трудности с пересказом текстов.
Патологическая безграмотность нередко сочетается с общим недоразвитием речи, гиперактивностью, синдромом дефицита внимания.
Дети, страдающие дизорфографией, сталкиваются с проблемами обучения по всем школьным предметам. Это негативно отражается на эмоциональной и поведенческой сфере, осложняет социализацию ребёнка.

Диагностика дизорфографии
Исследования российских учёных показывают, что 15% современных младших школьников страдают тяжёлой степенью дизорфографии. Ещё 10% детей имеют признаки слабой степени расстройства.
Чтобы выявить наличие патологии, недостаточно просмотреть тетради ученика. Необходимо обследование логопеда, включающее в себя:
  • Предварительный этап. Он предполагает изучение письменных работ разного рода — списывания, диктанта, сочинения, изложения. Высчитывается среднее количество ошибок, анализируется их характер. Исследуется уровень устной речи. Изучаются медико-психологические документы учащегося.
  • Основной этап. Определяется актуальный уровень орфографических навыков. Подбираются соответствующие методы коррекции.
Если дизорфография вызвана нарушениями психических функций, ребёнка обследуют также психолог и невролог.

Коррекция
Избавиться от патологической безграмотности помогают занятия с логопедом. Сначала отрабатывается правильное произношение звуков и расширяется словарный запас ребёнка. Логопеды используют материалы, активизирующие детское мышление — картинки, игрушки, развивающие мультфильмы.
Затем с помощью специальных упражнений формируются знания о словах, частях речи, их согласовании с помощью падежей и спряжений. Одновременно тренируются зрительная и слуховая память, развиваются навыки применения орфографических правил.
Самый длительный этап — отработка навыков правильного письма. Она может потребовать несколько лет, и проводится не только с логопедом, но и дома. Особенно важно много читать, так как чтение помогает запоминать зрительный образ слов, пополнять лексический запас.
Прогноз при дизорфографии благоприятный. Регулярные тренировки устной и письменной речи возвращают навыки письма в норму за несколько лет. Тяжёлые формы расстройства, связанные с нарушениями функций мозга, требуют лечения препаратами по назначению невролога.