Большинство россиян настроены позитивно: статистика по инклюзивному образованию


Насколько люди осведомлены о возможностях инклюзивного образования, кто знает, что это такое, а кто сталкивался с ним на практике. Предположения, результаты, плюсы и минусы совместного обучения детей в цифрах по результатам исследования ВЦИОМ.

Термин «инклюзия» означает обучение здоровых, нормотипичных детей совместно с имеющими особенности физического и психического развития. Эта образовательная модель появилось в российских школах 20 лет назад.
ВЦИОМ провёл социологический опрос, изучающий, как наши сограждане воспринимают инклюзивное обучение. В организации исследования принимали участие ассоциации и благотворительные фонды, занимающиеся проблемами детского аутизма.

Что россиянам известно об инклюзии
Итоги опроса выявили, что больше половины респондентов (59%) ничего не знают об этом направлении в образовании. О новой системе обучения слышали только 25% опрошенных. Из них лишь 11% дали точное определение термина «инклюзия». Затруднились с ответом 16% россиян.
В категории людей, чьи дети ходят в детские сады, 65% на практике сталкивались с совместным воспитанием малышей, имеющих различные особенности здоровья. Родителей школьников в этой категории не намного меньше — 63%.

Как у нас относятся к инклюзивному обучению?
Поддержали идею совместного обучения школьников с разным уровнем развития 66% респондентов. Большую часть из них (84%) составляет молодёжь 18–24 лет. Среди людей старшего возраста положительно настроенных меньше — 57%.
Негативное отношение к инклюзии выразили 16% россиян. Ещё 13% опрошенных заняли нейтральную позицию.
Большинство родителей детей, обучающихся в инклюзивных группах и классах, позитивно относится к полученному опыту (74% — семьи школьников, 72% — родители дошкольников). С отрицательными результатами инклюзии столкнулись 8% родителей детей от 7 до 15 лет и 9% семей дошкольников.

Достоинства инклюзивного обучения
Опрос показал, что большинство наших соотечественников (80%) воспринимают инклюзию как источник новых возможностей для воспитания. В числе преимуществ были названы:
  • толерантность — 62%;
  • равные возможности для всех детей — 14%;
  • повышение уровня обучения и развития — 11%.
72% россиян считают, что педагоги, владеющие методикой инклюзивного обучения, работают более эффективно со всеми детьми.

Возможные проблемы и недостатки
Отмечая минусы инклюзии, респонденты называли психологические проблемы детей с особенностями развития (27%) и трудности с освоением программы (7%). Потенциальными проблемами россияне считают общее снижение уровня образования (12%) и недостаточную подготовку педагогов и родителей к инклюзии (17%).
Более половины опрошенных (57%) опасаются проявлений агрессии при совместном обучении детей с разными особенностями здоровья. Но 34% предполагают, что инклюзия не несёт в себе риска конфликтов. Большинство респондентов (61%) уверены, что уровень знаний учащихся не снизится из-за введения инклюзии.

Если вам интересна тема инклюзивного обучения и вы хотите работать с «особыми» детьми, приходите учиться на курсы по тьюторскому сопровождению в условиях инклюзивного образования! Узнать о программе подробнее и записаться на консультацию можно по ссылке.