Что нужно знать об алалии

Ребёнок не умеет говорить в том возрасте, когда его сверстники уже овладели сотнями слов. Старания родителей и педагогов безуспешны — малыш не продвигается дальше простых существительных. Так выражаются симптомы алалии — патологии речевого развития, возникающей из-за поражения центров речи в коре головного мозга. Рассмотрим это нарушение подробнее.

Проявления алалии
Формирование речи у здоровых детей начинается в возрасте 3 месяцев. Ребёнок различает интонации взрослых, гулит, реагирует звуками в ответ на обращения. В 9 месяцев он способен произносить слова, состоящие из 1–2 слогов.
Словарь годовалого малыша составляет 10 и более речевых единиц. К двум годам усваивается до 250 слов. В этом возрасте большинство детей уже используют в общении короткие предложения. Трёхлетний ребёнок знает около 1000 единиц лексики, включая глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, предлоги.
При алалии становление речи происходит гораздо медленнее, с серьёзными нарушениями. До года говорение отсутствует совсем либо выражается обрывками лепетных слов.

К трём годам проявляются ещё пять признаков:
  1. Словарный запас крайне скудный, состоящий из лепетных слов.
  2. Нечёткое произношение звуков.
  3. Непонимание лексики, неправильное использование слов.
  4. Неверное употребление предлогов, отсутствие в лексиконе глаголов, наречий.
  5. Неумение складывать слова в предложения.
Если этот комплекс симптомов наблюдается в возрасте 2–2,5 года, ребёнка следует показать специалистам — неврологу, отоларингологу, логопеду.

Признаки разных типов алалии
Объём нарушений зависит от типа патологии — моторного, сенсорного и смешанного.
  • При моторной патологии сохраняется понимание речи, но нарушен процесс мысленного оформления и устного выражения речи. Дети не умеют выбирать слова и связывать их в предложения. Звуки произносятся неправильно, либо заменяются, пропускаются.
  • Дети с сенсорным типом алалии обладают нормальным слухом, но не понимают речи окружающих. При лёгкой форме возможно понимание речи в простых ситуациях. Сенсорная алалия часто проявляется в активном говорении. Речь ребёнка состоит из фрагментов лепетных слов, навязчиво повторяемых звуков и слов, поэтому непонятна для окружающих.
  • При смешанном (сенсомоторном) типе словарный запас отсутствует, речь окружающих не воспринимается. Ребёнок не знает названий бытовых предметов, не реагирует на собственное имя, не повторяет слова за взрослыми. Некоторые дети со смешанной алалией воспроизводят подобие речи, так называемый «птичий язык», состоящий из неразборчивых слогов и звуков.

Диагностика алалии
Внешние признаки патологии совпадают с симптомами других заболеваний — аутизма, умственной отсталости, дизартрии, снижении слуха. Точный диагноз устанавливается после комплексного обследования, которое входят следующие процедуры:
  • электроэнцефалография;
  • МРТ;
  • рентген головного мозга;
  • эхоэнцефалография;
  • отоскопия;
  • аудиометрия;
  • логопедическая диагностика речи.
Чем раньше проведено исследование, тем больше шансов на возвращение к речевой норме.

Коррекция алалии
Методы коррекции подбираются соответственно типу патологии. При моторной алалии назначаются препараты, улучшающие функции мозга. Помимо этого, курс включает в себя физиотерапию и занятия с логопедом, имеющим опыт работы с детьми с алалией. Прогноз обычно положительный — через 2–3 года ребёнок овладевает навыками нормальной речи.
Обязательные элементы коррекции смешанной и сенсорной алалии — занятия с психологом и логопедом. Важную роль играет развитие моторики, достигающееся путём логоритмических упражнений, танцев, специальных игр. Успех зависит от степени поражения мозга и возраста, в котором начата коррекция.
Своевременная диагностика и правильно подобранное лечение полностью возвращают речь детям с моторной алалией. Работа логопеда и психолога помогает детям с сенсорным и смешанным типом расстройства адаптироваться к нормальной жизни.

Научиться проводить диагностику и коррекцию алалии вы можете на курсе

«Алалия. Современные подходы к диагностике и организации коррекционной работы».